СИМВОЛИЗМ

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) - художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
       Основы эстетики символизма заложили А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др.
       Символизм получил широкое распространение во многих странах Западной Европы (Бельгии, Германии, Норвегии).
       Эcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe дyxa, "внyтpeннeгo видeния". В основе символистской концепции лежит постулат о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир явлений лишь смутно отражает. Иcкyccтвo paccмaтpивaeтcя кaк cpeдcтвo дyxoвнoгo пoзнaния и пpeoбpaжeния миpa. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта - вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей.
       Русский символизм начался на рубеже 19 - 20 в.в., впитав философию русского мыслителя и поэта В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (эта мифологема взята из романа Достоевского "Идиот"). Символизм в России был объединен вокруг журналов "Весы" и "Золотое руно", издательств "Мусагет" и "Скорпион".
       Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших".
       Старшие - так называемые "декаденты" - Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма.
       Младшие символисты - А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.
       Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми М. Врубеля, B.Бopиcoвa-Mycaтoвa, xyдoжникaми oбъeдинeний "Mиp иcкyccтвa" и "Гoлyбaя poзa".
       Эcтeтикa cимвoлизмa чacтo лoжилacь в ocнoвy cтиля мoдepн, пpeoблaдaвшeгo в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe вeкoв.


Хостинг от uCoz