"...то немногое, что приходилось слышать о
нем, похоже на сказку более, чем на обыкновенную
жизнь".
А.
Блок
Родился в Омске в семье военного юриста. Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге. Получил прекрасное образование. Рисованию его обучали с детства. По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. поступил в Академию Художеств.
Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов.
На раннем этапе своего творчества много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи. Позднее был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85).
Несколько месяцев в 1884 г. провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию продолжил работы в Киеве.
В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. Осенью
1889 г. он переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. Здесь он знакомится с С.И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника. В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает "Демона сидящего" (1890), "Испанию" (1894), пишет декоративные панно "Венеция" (1893), "Принцесса Греза" (1896), иллюстрирует произведения М. Лермонтова, занимается скульптурой и декоративной керамикой, работает для театра. В 1899 - 1900 годах исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики ("Снегурочка", "Лель", "Садко", "Египтянка" и др.)
Участие Врубеля в выставочной деятельности "Мира искусства" и ряде
международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины "Царевна-Лебедь", "Сирень" (обе 1900), "Демон поверженный" (1902), "Шестикрылый серафим" (1904) и др.
В 1902 г. появились первые признаки душевного расстройства. С тех пор художник постоянно находился под наблюдением врачей. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. В искусстве серебряного века Врубель представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: "Врубель был нашей эпохой".